Системный кризис капитализма: фашизм не пройдет, на горизонте маячит социализм
ФОТО: newsclick.in
Опубликовано: ИА Реалист. 11.04.2020
Как меняется власть на фоне коронавируса? Причем здесь рост антикапиталистических настроений? Экономист Андраник Дереникьян оценил в беседе с ИА «Реалист» шансы Фининтерна и других групп исторического Запада продлить гегемонию над остальным миром.
Лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц был несомненно прав, сказав, что агрессивных мер со стороны ФРС «явно недостаточно», чтобы предотвратить в США начавшийся экономический спад. Правда, он посчитал, а скорее сделал вид, что посчитал, причиной спада вспышку коронавируса.
По теме короновируса в различных странах, в частности, в Германии, Израиле, Великобритании, Китае, Италии, да и в самих США выступило весьма большое количество политологов, экспертов, представителей медицины, общественности, а также действующие политики. Среди выступивших было немало тех, кто отмечал, что по данному вопросу много спекуляций и при этом осуществляется массированный информационный прессинг населения, призванный запугать людей и заставить их соглашаться с любыми мерами руководителей и правительств многих стран, направленными якобы только на защиту населения и предотвращение распространения вируса. При этом многие высказывали и высказывают мнение, что по сути речь идет о стремлении весьма влиятельных кругов многих стран любыми способами сохранить свои властные позиции, не допустить роста политической активности населения и не допустить распространения антикапиталистических идей.
Можно отметить, что такая точка зрения получает все большее распространение в разных странах среди самых разных слоев населения. Распространение подобных мнений связано прежде всего с тем, что в мире в последние 10 лет всё большее количество людей считает, что капиталистическая система вплотную подошла к пределу своего поступательного развития и фактически вошла в стадию тупика и разбалансировки, при этом не отвечая интересам подавляющего большинства населения.
О том, что это именно так, говорят многие авторитетные специалисты в области экономики и многие видные политики. Нынешний так называемый экономический кризис, по сути, является системным кризисом мировой капиталистической системы, и выйти из него с помощью ранее применявшихся мер уже не удастся.
Для иллюстрации ситуации можно было бы привести множество вполне доступных социально-экономических данных и выкладок, но и без этого любому непредвзятому человеку понятно, что к 2020 году ситуация в мире, в том числе и в экономике, сложилась весьма неординарная. Джозеф Стиглиц правомерно сделал выводы, что «увеличение спроса не спасет экономику от кризиса» и «это не просто проблема совокупного спроса». Он так же отметил, что «это не обычный, а другой вид кризиса». С этим невозможно не согласиться.
Другой вопрос, что Джозеф Стиглиц не осмеливается сделать вывод о том, что кризис именно системный. А возник этот системный кризис в силу действия определённых, многократно описанных законов развития общества и экономики. Советский Союз и другие страны социалистического лагеря во второй половине ХХ века оказывали довольно значимую экономическую и техническую помощь развивающимся странам.
В свою очередь, финансово-монополистические структуры совокупного Запада со второй половины ХХ века ради получения максимальной прибыли и противодействия распространению социалистических идей, начали всё более активно осуществлять вывоз капитала в страны так называемого «Третьего мира». В результате и те и другие основательно поспособствовали росту реального сектора экономики многих стран.
В итоге на сегодняшний день в экономиках значительного числа так называемых развивающихся стран преобладает реальный сектор. И при этом сейчас без продукции этого сектора страны Запада полностью обойтись не смогут. Начать ударными темпами развивать весь реальный сектор экономики у себя они, конечно, постараются попробовать, но в нынешних кризисных условиях это весьма сложно сделать.
Кроме того, при такой попытке им потребуется готовить много кадров инженерных и рабочих профессий, что вообще является сверхсложной задачей. И в любом случае тогда придётся переходить к серьёзному экономическому планированию во всех отраслях. Появление на политической арене США таких фигур, какБерни Сандерс и Элизабет Уоррен, говорящих о необходимости неких социалистических преобразований, совершенно не случайно.
За ними стояли и стоят достаточно серьёзные представители и группы тамошнего истеблишмента, понимающие, что капиталистическая система оказалась в тупике. В сложившейся ситуации в различных властных группах совокупного Запада, в том числе и в так называемом Фининтерне, рассматривали и рассматривают несколько возможных вариантов преодоления нынешней тупиковой ситуации. Об этих вариантах уже много сказано.
Многие исследователи считают, что один из них предполагает глобальную фашистизацию, создание некоего мирового правительства, тотальный контроль за населением и кардинальное сокращение его численности. Другой вариант предполагает развязывание нескольких крупных региональных вооруженных конфликтов. Существует также мнение, что в странах Запада могут начать серьёзно рассматривать вариант, связанный с постепенным переходом к некой своеобразной социалистической модели.
Если рассматривать вариант, связанный с развязыванием крупных региональных военных конфликтов, то следует отметить, что в условиях глубокого системного кризиса и непредсказуемости последствий для инициаторов, он представляется маловероятным. Уроки Ирака, Ливии и Афганистана многих многому научили.
Вариант, связанный с глобальной фашистизацией, мировым правительством, тотальным контролем и сокращением численности населения в определённых западных кругах, видимо, считается наиболее предпочтительным, но его успешная реализация по многим причинам далеко не гарантирована. В частности, стоит учитывать, что его реализация однозначно поставит под вопрос существование многих стран, народов и их элит.
Сложно представить, что это не понимают в Китае, Индии, большинстве стран Латинской Америки, Африки и мусульманского мира, уже сегодня обладающих значительным экономическим и военным потенциалом. Конечно, нельзя исключать того, что в каких-то отдельных, менее развитых странах, будут инициированы попытки установления достаточно жестких тоталитарных режимов с резким ограничением прав и свобод граждан, но в принципе такие действия в конечном счёте будут приводить к реальному ослаблению этих стран и весьма вероятному их распаду.
Да и в странах совокупного Запада будет не так просто одномоментно и без сопротивления населения установить тоталитарные режимы и фашистские диктатуры. Руководители многих европейских стран это хорошо понимают и именно поэтому в странах Европы, видимо, уже готовятся смягчать введенные карантинные меры.
Скорее всего, то же самое в ближайшее время будет и в США. Там весьма влиятельные группы не захотят ещё больше ухудшать экономическую ситуацию, понимая, что длительное сохранение карантина и связанных с этим ограничений будет усугублять всю социально-политическую обстановку и подрывать конкурентные возможности их экономик. Конечно, в нынешней обстановке при весьма длительном спаде мирового производства, с достаточно серьёзными проблемами и трудностями на длительный срок столкнутся некоторые страны, чьи экономики в основном базировались на сырьевом экспорте. Некоторые из таких стран станут своеобразной головной болью для других, особенно соседних стран.
Касательно возможности перехода к неким реальным социалистическим моделям, то скорее всего основная часть Фининтерна и властных групп стран Запада пока не захочет серьёзно рассматривать этот вариант. Но при этом они вряд ли смогут успешно реализовать какие-то иные сценарии. Несомненно, что страны совокупного Запада будут пытаться ещё больше ограничить экспорт современных высоких технологий в другие страны, тем самым в определённой степени сдерживая их развитие. Но таким образом они будут притормаживать и развитие собственного экономического потенциала.
Похоже, что в результате такой полу-заморозки ситуации они сумеют каким-то образом продлить на срок от 5-ти до 10-ти лет нестабильное функционирование нынешней социально-экономической модели, при этом всё больше проигрывая конкурентную борьбу с другими странами. Полностью отгородиться от остального мира в силу объективных причин им не удастся, а внутренние противоречия, в том числе и классовые, будут только нарастать. При этом, скорее всего, будет сохраняться и нарастать падение компетентности и неадекватности основных властных групп совокупного Запада.
И тогда, как показывают некоторые расчёты, примерно к началу 2030-х годов, совокупный Запад по причине сохраняющегося эгоизма их властных групп, которые вряд ли можно считать элитами, по многим параметрам может достаточно быстро оказаться в роли аутсайдера со всеми вытекающими из этого последствиями.
Андраник Дереникьян — председатель правления Сибирского института научно-образовательного сотрудничества и развития, член правления Центральноазиатского экспертного клуба, специально для ИА «Реалист»