СВОБОДНАЯ ПРЕССА. Нетаньяху летит к Путину: С-300 заставили Израиль считаться с Москвой. Тель-Авив нарушил джентльменское соглашение и вынужден это признать
ФОТО: Премьер-министр Израиля Беньямин Нетаньяху и президент России Владимир Путин (слева направо) // Михаил Метцель / ТАСС
Опубликовано: Свободная пресса. 08.10.2018.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху на еженедельном заседании правительств заявил, что договорился с президентом России Владимиром Путиным о встрече в ближайшее время, сообщает газета Haaretz.
«Некоторое время назад я разговаривал по телефону с Путиным. Мы договорились о встрече в ближайшее время для продолжения важной координации между армиями наших стран», — говорится в сообщении, распространенном канцелярией израильского правительства. Информации о соответствующей договоренности на сайте kremlin.ru на момент написания статьи не было.
Это будет первая встреча после того, как над Средиземным морем был сбит российский самолет-разведчик Ил-20. Минобороны РФ возложило вину за гибель самолета на израильские ВВС, которые «подставили» его под удар сирийских ПВО. В Израиле вину отрицают, возлагая ответственность на Дамаск.
Как сообщает ряд СМИ, на встрече, дата которой пока не определена, планируется обсудить, в частности, размещение в Сирии зенитно-ракетных комплексов С-300. Решение об их поставке было принято после трагического инцидента. В ходе совещания президента с членами Совета безопасности 2 октября глава Минобороны Сергей Шойгу доложил о ходе работы по поставке ЗРС.
«Мы завершили поставку комплексов С-300. Это включает в себя 49 единиц техники: локаторы подсветки, основные системы определения, машины управления и четыре пусковые установки. Работа завершена сутки назад. … Помимо этого мы значительно усилили и включили систему радиоэлектронной борьбы, добавили туда дополнительное оборудование. В результате сегодня мы контролируем ближнюю зону до 50 километров и дальнюю зону, основное направление, с которого происходили заходы на сирийскую территорию, контролируем на 200 километров», — сообщил он.
По его словам, к 20 октября будет завершена работа, связанная с формированием единой системы управления всей сетью ПВО, и в течение трех месяцев завершится подготовка экипажей для С-300.
Принятое Россией решение вызвало недовольство израильской стороны, а также ряда западных стран. Несколько дней назад министр обороны Израиля Авигдор Либерман заявил, что Тель-Авив не намерен отказываться от операций в Сирии, а министр регионального сотрудничества Цахи Ханегби, по информации Ynetnews сообщил о готовности уничтожить С-300 в случае его применения против израильских самолетов.
Свои действия израильское руководство объясняет необходимостью защиты своих интересов и борьбой с иранскими военными, находящимися на территории Сирии, которые якобы помогают перевозить оружие для «Хезболлы».
Руководитель проекта «Ближний Восток — Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия» Михаил Чернов прокомментировал «СП» предпосылки встречи и вероятность уступок с чьей-либо стороны.
— Трагедия со сбитым самолетом наложила тяжелый отпечаток на российско-изриальские отношения. После принятых высшим руководством РФ политических (готовность к обострению) и военных (поставка комплексов С-300, развертывание современной системы ПВО под сирийским флагом) решений, ВВС Израиля фактически потеряли свободу действий (как с «политической», так и с военной точки зрения) в регионе. Для Израиля это означает существенный рост военно-политических рисков.
Укрепление иранцев в Сирии и накачивание военных возможностей «Хизбаллы» в Ливане, в сложившихся условиях, действительно, представляют собой серьезную угрозу безопасности еврейского государства.
Прошли малозаметные извне, но серьезные сдвиги и внутри Израиля. В частности, недавний визит в Россию лидеров израильских друзов на уровне лидеров общины. Это сверхлояльное евреям Эрец Исраэль (Земли Израиля) национальное меньшинство, видимо, впервые в истории начало искать решения части своих проблем вне Израиля. Скорее всего, речь шла о содействии в спасении захваченных боевиками запрещенного в России ИГ* друзских девушек в Сирии. Это интересный и новый поворот, когда друзы Израиля и Сирии обращаются к Москве. С трагедией сбитого самолета это никак не связано, но с общей ситуацией — да.
Закрытие сирийского неба, как это не парадоксально, вынуждает Израиль в том числе искать и военного сближения с Россией. Дело в том, что в новых условиях небо окажется в значительной степени закрытым и для союзников по блоку НАТО. В чем бы ни была подноготная истории с самолетом, «спасибо» за это Израилю не скажут ни США, ни другие страны Запада.
Добавлю еще один тонкий момент. Незадолго до истории с самолетом в израильских медиа и экспертной среде публично обсуждался вопрос о ситуации с портовыми комплексами в городе Хайфа. Правительство страны достигло соглашения об инвестициях и передаче управления портом (а также в строительстве портовых терминалов в Ашдоде) китайской компании.
И хотя, это решение принятое, и уже не новость, представители ВМС Израиля (эксперты, отставники) вместе с коллегами из США в конце сентября, устроили публичное, достаточно скандальное обсуждение этого вопроса в контексте китайской стратегической угрозы для национальных ВМС и ВМС США, обороны и безопасности.