«Международная жизнь». Религиозные противоречия Ближнего Востока: как выйти из кризиса?
ФОТО: newstes.ru.
Опубликовано: Международная жизнь. 08.06.2018.
В Москве на площадке Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) состоялась международная конференция «Положение этнических и религиозных меньшинств в условиях многонационального региона». Мероприятие состоялось в рамках проекта «Ближний Восток – Северный Кавказ: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия» и стало составной частью масштабного форума, посвященного положению этнических и конфессиональных меньшинств Востока. Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов. В конференции приняли участие представители России, Белоруссии, Израиля и Турции.
В своем обращении к участникам конференции ее модератор, известный белорусский политолог, член экспертного совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), аналитик Центра политического анализа и стратегических исследований партии «Нур Отан» (Республика Казахстан) Юрий Шевцов обратил внимание на опыт этнической и конфессиональной коммуникации, который приобрела Россия на Северном Кавказе и Ближнем Востоке. Принципиальная позиция заключается в том, что российское руководство отказалось от политики унификации в пользу сохранения малых этнических и религиозных групп. Особое значение имеет опека над кавказскими мусульманами просвещенного суфийского ислама, представляющего собой альтернативу ваххабитскому радикализму. В то же время гуманная модель, предлагаемая Российской Федерацией на Ближнем Востоке, нуждается в союзниках. Ими могли бы выступить Турция и отчасти Израиль.
Бывший Посол Государства Израиль в Мавритании, главный редактор газеты «Исраэль Айом» Боаз Бисмут заявил, что еще никогда ранее его страна не была так интегрирована в региональные процессы, как это происходит сейчас. Особую роль для Израиля имеют закулисные отношения с крупнейшими арабскими государствами – Саудовской Аравией и странами Персидского залива. По словам дипломата, европейские политики подчас слишком упрощенно понимают природу происходящих в регионе конфликтов, не понимая, какую роль в их эскалации имеют племенные и религиозно-конфессиональные различия. Кроме того, политическая карта Ближнего Востока во многом сохраняет те черты, которые были приданы ей колониальными администрациями в XIX-XX веках.
Как подчеркнул Боаз Бисмут, Израиль, вопреки тому, что о нем иногда заявляют на международной арене, вовсе не пария мировой политики и не находится в изоляции. Об этом, например, может свидетельствовать исторический визит премьер-министра Индии Нарендры Моди, состоявшийся в июле 2017 года. «Активные торговые отношения с нами стремятся развивать Япония и Южная Корея. Они обеспокоены экономическим ростом Китая и понимают, что он не может быть безграничным», — добавил эксперт.
Боаз Бисмут считает, что в Европейском союзе господствует упрощенное и политкорректное представление о конфликте на Ближнем Востоке. На самом деле речь идет не столько о территориальном, сколько о религиозном противостоянии, и палестино-израильский конфликт представляет собой лишь одно из его измерений. Дело в том, что на Востоке принципиально по-иному понимают понятие политической свободы, понимая под ней право на признание своей этнорелигиозной группы. В связи с этим дипломат напомнил слова наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана о том, что евреи имеют такое же право на землю на Ближнем Востоке, как и палестинцы. Это заявление имело большое значение для Израиля, как и решение США о переносе своего посольства на территорию Иерусалима.
Анализу содержания и изменений внешней политики Турецкой Республики за последние несколько лет было посвящено выступление эксперта Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA), специалиста по политическим институтам, этнополитической ситуации в Турции и странах Ближнего Востока Вейселя Курта. По словам эксперта, Анкару крайне беспокоят события, происходящие в Сирии, поскольку Турецкая Республика имеет с ней 900 километров совместной границы. На протяжении длительного времени Турция выступала в качестве посредника между Израилем и Сирией, надеясь на то, что предпринятые Дамаском реформы приведут к положительным изменениям в стране. Однако после того, как стало понятно, что Башар Асад не смог справиться с подобной задачей, позиция турецкого руководства изменилась. Вовлечение Турции в сирийский конфликт, а также в сопряженный с ним конфликт на территории Ирака носит долговременный характер. В настоящее время в своих отношениях с Дамаском и Багдадом Анкара руководствуется двумя задачами: сохранением целостности Сирии и противодействием экстремистским движениям, начиная с ИГИЛ и заканчивая некоторым курдским объединениям, включая «Рабочую партию Курдистана».
Известный израильский арабист, полковник военной разведки (АМАН) в отставке, профессор Университета Бар-Илан в Рамат-Гане Мордехай Кейдар дал подробный анализ социальных структур обществ и аспектов самоидентификации в странах Ближнего Востока, в основе которой лежит традиционное и племенное сознание. В этих условиях навязанный европейскими странами времен колониализма и мандатных систем Лиги Наций принцип национального государства эпохи модерна откровенно противоречит системе ценностей местных народов. История таких стран, как Ирак, Сирия, Ливия, Судан только подтверждает это. Согласно точке зрения М.Кейдара, возникшую проблему можно было бы решить путем образования «естественно обусловленных» государств и государственных образований (эмиратов) по образцу Объединенных Арабских Эмиратов, Катара, Кувейта.
«Необходимо помнить, что на Ближнем Востоке процесс формирования современных институтов начался в XIX веке, после Египетского похода Наполеона, — подчеркнул Мордехай Кейдар. – Нельзя навязывать современные западные образцы государственного строительства народам, которые не верят в писаный закон, а следуют воле Аллаха».
Концепция Мордехая Кейдара вызвала значительный интерес у российских участников конференции. Однако они отметили, что ее практическое использование вряд ли сможет решить все проблемы, связанные с распространением террористических и экстремистских идеологий.
Политолог, исламовед Галина Хизриева считает, что наиболее серьезная угроза, мешающая установлению мира на Ближнем Востоке – это распространение «теологии насилия», которая по своей природе не является чисто исламской. Скорее она представляет собой продукт взаимопроникновения постмодернистских европейских философских концепций и ультрарадикальных элементов в мусульманстве. ИГИЛ в этой ситуации стал своеобразным государством-симулякром с террористической идеологией, представляющей собой альтернативу девальвированной системе ценностей. Этот фактор, а также возрастающая фрагментация религиозного поля на Ближнем Востоке крайне осложняет обстановку в регионе
Такая ситуация не является чем-то уникальной именно для нашей эпохи. Прецеденты появлялись и ранее. Галина Хизриева обратилась к истории Европы и напомнила, что нечто похожее по тональности можно встретить в «Проповеди перед князьями» Томаса Мюнцера, противостоящей и средневековому учению католической церкви о двух мечах, которое служило в качестве обоснования тезиса о верховенстве власти Папы Римского над светскими государями, и доктрине «отца Реформации» Мартина Лютера о двух царствах, согласно которой светская власть божественна по своей природе и ей необходимо подчиняться. Мюнцер идет дальше: он обращается к образам Апокалипсиса и говорит о наступлении Царства Божия на земле и о «божественном мече», врученном «избранным», чтобы покарать «нечестивых».
Адвокат и публицист, член совета директоров «Института Жаботинского» (Израиль) Ариэль Бульштейн рассказал об основных национальных и религиозных меньшинствах Израиля и их роли в жизни современного общества. В частности, среди этнических и конфессиональных меньшинств в Израиле представлены:
— арабы-бедуины (кочевые арабы; 220 тыс. человек, из них 150 тыс. – в пустыне Негев);
— друзы, включая и друзов Голанских высот. Большинство из них лояльны Государству Израиль. Охотно поступают на военную службу, в том числе в подразделения, действующие на наиболее опасных направлениях. Составляют 1,7% населения страны;
-арабы-христиане;
— представители Ахмадийского мусульманского джамаата (центр общины – гора Кармель на северо-западе страны);
— черкесы (переселенцы с Северного Кавказа, проживают в Рехании и Кфар-Каме; письменность на основе кириллицы);
— христиане-марониты;
— греко-католики (45 тыс. человек);
— греко-православные (38 тыс. человек);
— римо-католики (28 тыс. человек);
— копты (2 тыс. человек);
— приверженцы Армяно-григорианской церкви (2 тыс. 100 человек; в основном в Армянском квартале Иерусалима и в Яффе);
— сторонники бахаизма. Центр религии — в городе Хайфа; также важные объекты поклонения находятся в Акко (на севере Израиля, в Западной Галилее);
-самаритяне. Их культурный центр – Шхем. Проживают также в пригороде Тель-Авива — Холоне и у горы Гризим близ города Наблус (на Западном берегу реки Иордан);
— вьетнамцы (300 человек; эмигрировавших после войны в Индокитае 1965-1975 годов).
По словам Ариэля Бульштейна, на международной арене Израиль зачастую сталкивается с обвинениями в апартеиде. Однако среди, например, израильских арабов нет тенденции эмиграции из страны. Напротив, представители остальных народов страны нередко выказывают недовольство политикой «позитивной дискриминации», осуществляемой израильским правительством. Согласно ей арабы, например, имеют право на поступление в вуз без вступительных экзаменов, а на Храмовой горе есть возможность молитвы исключительно для мусульман.
В то же время серьезной проблемой, которая вызывает беспокойство у Министерства внутренних дел, является практика оформления фальшивых браков между арабами-гражданами Израиля и лицами неизраильского происхождения. Нередко такая процедура используется экстремистами для натурализации, подготовки и совершения терактов на территории Государства Израиль.
Эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA) Хусейн Альптекин подробно рассказал о положении курдов в Турции. По его словам, этническая ситуация изнутри страны представляется не совсем такой, как она видится издалека многим западным политологам.
По словам эксперта, курдская проблема имеет три измерения: культурное, политическое и государственной безопасности. С культурной точки зрения курды лишены права преподавания на родном языке. Такая возможность существует только в рамках дополнительного образования. Все районы расселения курдов представляют собой территории со смешанным населением. При этом в сельской местности идет процесс интеграции арабов и турок в курдскую культурную среду и отуречивания курдов в городах. Кроме того, курды разделены по языковым диалектам, существенно отличающимся друг от друга.
Не меньший раскол наблюдается и в сфере политических симпатий. Половина курдского населения Турции стабильно голосует за Партию справедливости и развития Реджепа Эрдогана, другая половина – за курдские партии, выступающие под лозунгами автономии или независимости регионов.
Наконец, с точки зрения государственной безопасности в Турции ведется борьба против группировок, так или иначе связанных с «Рабочей партией Курдистана», силами «сельских стражников» — 80-тысячной курдской милиции, получающей финансирование от турецкого правительства. Поэтому большинство жертв среди курдов связано с внутренним противостоянием проправительственных и вооруженных группировок. Впрочем, по словам Хусейна Альптекина, обстановка в стране постепенно меняется, и не исключено, что решением турецкого парламента курдам будет предоставлена автономия.
Эта идея нашла свое отражение в докладе доцента Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), кандидата исторических наук Любови Цыгановой. По ее словам, главная угроза, стоящая перед Ближним Востоком – это экономическая модернизация, проводимая в отсутствие обеспечивающих ее социальных институтов. Современный человек живет в поликультурном мире, поэтому формирование культурной компетентности, противостоящей нарастающей энтропии, остается одной из важнейших задач современного образования и науки. Коммуникация становится невозможной без глубокого знания различных культурных символов соответствующих культур. В свою очередь, для успешного взаимодействия с представителями других культур каждый человек должен владеть хотя бы необходимым культурным минимумом своих партнеров по коммуникации.
Идею этого доклада развил арабист, профессор НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев. Он подчеркнул, что на Ближнем Востоке идет борьба между подвергаемыми деконструкции институтами общества модерна и глобальной архаизацией с вкраплением постиндустриальных анклавов. По его словам, государствам, активно вовлеченным в ближневосточные конфликты – Турции, Израилю, США и странам Европы – желательно было бы, выстраивая собственные далеко идущие комбинации, не уничтожить сам Ближний Восток, поскольку угроза катастрофического развития событий в этом регионе остается вполне реальной.