Григорий Евгеньевич Лукьянцев «О рисках и тенденциях в религиозной геополитике»
Григорий Евгеньевич Лукьянцев, уполномоченный Министерства иностранных дел РФ по вопросам прав человека, демократии и верховенства права.
4 декабря в Москве в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) прошла Международная конференция «Россия-Евразия: ценность мира для государств и народов». , Москва, 04.12.2020, Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ). При поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Россия-Евразия: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия».
Добрый день, уважаемые коллеги,
Искренне рад поделиться с Вами буквально несколькими соображениями с «внешнеполитического угла».
В первую очередь хотелось бы отметить, что наше сегодняшние мероприятие проходит параллельно с заседанием — уже не первым
в нынешнем году — Евразийского межправительственного совета,
в котором участвуют главы правительств стран-членов Евразийского экономического союза. И если в рамках этой встречи обсуждаются главным образом экономические вопросы межгосударственного взаимодействия на пространстве Евразии, то я позволю себе сосредоточиться на некоторых гуманитарных аспектах сотрудничества, в частности, такой важной составляющей мирного сосуществования людей как религия.
В этой сфере немало проблем, имеющих внешнеполитическое измерение. Речь идет не только о широко известных конфликтных сюжетах с ярко выраженной исторической и национальной подоплекой, но также о попытках придать этим конфликтам «религиозную окраску». Это крайне опасная тенденция. Не замечать ее сегодня — подвергать риску существование целых государств и народов завтра. И это отнюдь не преувеличение.
К сожалению, примеров достаточно. Можно упомянуть попытки придать легитимность неким международным объединениям в качестве глобальных «регуляторов» деликатной религиозной сферы. Речь,
в частности, идет о недавно созданном по инициативе США «Международном альянсе религиозных свобод», который претендует на роль «всемирной» организации, чьи установки в обозримой перспективе
(в этом мало сомнений) станут обязательными к исполнению, как минимум для государств-участников данного объединения.
Помимо этого, из самопровозглашенного «защитника верующих всего мира» — Вашингтона — активно тиражируются доклады официальных властей и ряда неправительственных организаций о нарушениях прав верующих в разных регионах планеты. Более того, придумана некая система «оценки» политики тех или иных стран. Кстати, параллельно с этим в них происходит агрессивное навязывание неолиберальных установок.
Все это примеры грубого и беззастенчивого вмешательства
во внутренние дела других государств, политики, основанной не на праве, а на правилах.
Между тем, как известно, во многих странах, позиционирующих себя
в качестве образцовых с точки зрения соблюдения прав верующих, ситуация в соответствующей сфере, мягко говоря, оставляет желать лучшего — зачастую там права верующих нарушаются под предлогом права на свободу выражения мнения. К чему это приводит мы видим на примере Франции. В этой связи важно помнить, что право на свободу выражения мнения отнюдь не абсолютно. Соответствующие положения содержатся, например, в ст.10 Европейской конвенции по правам человека, а также п.3. ст.19 Международного пакта о гражданских и политических правах, где сказано, что «оно сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Уважаемые коллеги,
Возникает вопрос: как реагировать на упомянутые вызовы? Ведь очевидно, что констатации проблемы явно недостаточно для ее решения. Конечно, Россия имеет уникальный опыт мирного тысячелетнего сосуществования разных народов, религий и культур. Уверен, об этом сегодня еще не раз скажут участники конференции. Со своей стороны,
с удовлетворением отмечу, что за этим опытом регулярно (хоть и зачастую
в закрытом режиме) обращаются те страны, которые «на публику» обвиняют нас во всевозможных нарушениях прав человека.
Однако обращение этих стран к нашему опыту для решения собственных проблем не всегда удерживает их от соблазна создавать проблемы другим участникам международного общения. В этом контексте, на мой взгляд, крайне важным представляется наличие политической воли для противостояния таким угрозам. Ясно, что «высокое» место во всевозможных «рейтингах» отнюдь не гарантирует той или иной стране внутриполитическую стабильность и экономическое развитие
в долгосрочной перспективе.
Министерство иностранных дел Российской Федерации открыто для взаимодействия с отечественными и зарубежными партнерами по вопросам соблюдения прав человека, в том числе верующих, за рубежом. В целях повышения эффективности наших усилий недавно в МИД России был создан пост Посла по особым поручениям, в функции которого входит плотный мониторинг «религиозного досье».
В заключение позвольте пожелать всем участникам конференции плодотворной работы и всего самого доброго. Благодарю за внимание.