MEDIA.AZ: Россия не может заставить Азербайджан и Армению пойти на компромисс. Media.Az беседует с Дмитрием Евстафьевым
Опубликовано: Media.Az, 29.04.2019
Известный российский эксперт, кандидат политических наук, профессор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» России Дмитрий Евстафьев опубликовал в деловом журнале «Инвест Форсайт» интересную статью, касающуюся прикаспийского пространства.
В своем материале он отмечает, что в прикаспийское пространство «целесообразно включать страны и отдельные регионы, не имеющие прямого выхода к Каспийскому морю. Например, Армению, а также некоторые регионы Грузии, Турции. В перспективе частью «прикаспийской экономической синергии» могли бы стать Узбекистан, Ирак и Сирия, вовлекаемые в пространство экономического роста за счет участия в различных проектах и дискурсе по вопросам безопасности». Кроме того, эксперт затронул тему общей платежной системой для прикаспийского пространства.
Media.Az решила побеседовать с Дмитрием Евстафьевым.
— Возьмем Азербайджан и Армению — насколько реально находиться в общем пространстве, даже еще и пользоваться общей платежной системой, если государства находятся фактически в состоянии войны друг с другом? Как вы видите решение этой проблемы?
— Прежде всего, хотел бы отметить, что в данном случае речь идет о перспективе, прежде всего, о перспективе диалога в новом формате, а не о том, как должен начинаться диалог. Для начала диалога вполне достаточно «каспийской тройки» — Азербайджана, Ирана и России. Вопрос в том, что без целостной экономической системы экономика Прикаспия не сможет обрести не то что глобальной, — субглобальной субъектности. А она нужна, если мы хотим иметь хотя бы какие-то внутренние драйверы экономики.
Сделаю и еще три замечания. Во-первых, отношения между Азербайджаном и Арменией не есть вещь совершенно неизменная и вечная. В двусторонних отношениях могут случиться подвижки, которые глубоко изменят характер двусторонних отношений и, возможно, не решая главный конфликтный вопрос двусторонних отношений, создадут условия для более широкого двустороннего диалога.
Во-вторых, смысл сотрудничества в Прикаспии заключается не в двусторонних отношениях, а в участии в многосторонних и до известной степени национально нейтральных механизмах. В системе SWIFT участвуют страны, имеющие, мягко говоря, очень сложные взаимоотношения. Но это не мешает им пользоваться соответствующими технологиями. Сотрудничество в Прикаспии – это вопрос не двусторонних отношений, а участия в большой системе, которая может стать основой для значимого центра экономического роста.
В-третьих, конечно, у Армении и Азербайджана даже в экономике есть большой объем недоверия друг к другу. Но у обеих стран вполне партнерские, правда, в разных форматах отношения с Россией и рабочие отношения с Ираном и другими странами. На это доверие и стоит опираться. Впрочем, участие в той системе, о которой говорю я, — это вопрос о наличии у национальных элит стратегического видения перспектив развития не только страны, но и региона в целом.
— Вы отмечаете, что военно-силовые гарантии из региональных сил может предоставить только Россия. Но ведь переговоры по Карабаху идут при посредничестве РФ много лет, и пока результатов нет.
— Вы путаете два вопроса. Россия не может заставить Армению и Азербайджан пойти на какой-то компромисс по Карабаху. Особенно, если национальные элиты не созрели к такому компромиссу. Что Россия может сделать, — так это минимизировать последствия усилий внешних, как правило, игроков разморозить карабахский конфликт и спровоцировать большую войну. И то, что всплески реального вооруженного противостояния за последние пару десятилетий были разовые, как раз следует считать успехом России как посредника. Но это вопрос, связанный с предотвращением эскалации прошлого конфликта.
Мы же имеем дело с угрозой совершенно новых конфликтов и политических манипуляций, о чем я и сказал в статье. Мы можем столкнуться с масштабной «дугой нестабильности» по всему Среднему Востоку, которая затронет и Прикаспий. И главные вызовы безопасности стран региона будут лежать в сфере угроз низкой интенсивности, радикальных религиозных движений, трансграничной преступности и т.п. И стоит признать, что Прикаспий при всей привлекательности региона является крайне уязвимым для таких угроз. И здесь гарантии со стороны России могут стать важным фактором.