31.05.2018. 2-я часть Международной конференции «Положение этнических и религиозных меньшинств в условиях многонационального региона»
Вторая часть конференции (31 мая, Школа востоковедения НИУ-ВШЭ) носила «экспертный характер». С приветственным словом выступил директор Школы востоковедения профессор Алексей Маслов. Заслушаны следующие доклады и выступающие:
Дмитрий Евстафьев, профессор НИУ-ВШЭ
Боаз Бисмут, главный редактор самой массовой израильской газеты «Исраэль Айом», бывший посол Израиля в Мавритании, считается близким к премьер-министру Биньямину Нетаньяху, «Отношения между Израилем и ближневосточными государствами и этно-религиозными группами: новые тенденции»
Вейсель Курт, эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA), специалист по политическим институтам, этно-политической ситуации в Турции и в государствах Ближнего Востока, «Фрагментированная политика Сирии и Турции»
Любовь Цыганова, доцент НИУ-ВШЭ, кандидат исторических наук, «Мозаичная многополярность: вопросы социо-культурного взаимодействия и практической кросс-культурности» (доклад подготовлен совместно с Дмитрием Евстафьевым)
Мордехай Кейдар, полковник военной разведки (АМАН) в отставке, арабист, профессор Университета Бар-Илан в Рамат-Гане, «Модель «эмиратов» как способ разрешения этно-религиозных и политических противоречий на Ближнем Востоке»
Галина Хизриева, политолог, исламовед
Ариэль Бульштейн, адвокат и публицист, член совета директоров «Института Жаботинского», «Положение этнических и религиозных меньшинств в Израиле»
Хусейн Альптекин, эксперт Фонда политических, экономических и социальных исследований (SETA), специалист по политическим институтам, этно-политической ситуации в Турции и в государствах Ближнего Востока, «Курдский вопрос в Турции: перемены и последовательное развитие в 21 веке»
Икбаль Дюрре, доцент Московского государственного лингвистического университета, кандидат наук, «Положение курдов на Ближнем Востоке после референдума в Иракском Курдистане»
Юрий Шевцов, политолог (Белоруссия), модератор конференции.
Модератор конференции обозначил основные подходы и модели решения региональных проблем, связанные с опытом России на Ближнем Востоке и на Северном Кавказе, изложенные в ходе работы первой части конференции. При этом, он отметил, что российская модель на Ближнем Востоке нуждается в союзниках, и таковыми «могут быть Турция и отчасти Израиль».
Боаз Бисмут, считает, что Израиль никогда так не был интегрирован в регион как в настоящее время. Он акцентировал внимание на «закулисном» тесном сотрудничестве Израиля с Саудовской Аравией и государствами Персидского Залива. Бисмут также отметил значение заявлений наследного принца КСА Мухаммеда бин-Солтана о том, что «евреи имеют право на свою землю на Ближнем Востоке, так же как и палестинцы». По словам Бисмута, в работе с арабскими странами Израиль делает ставку на двусторонние контакты.
Вейсель Курт подробно рассказал об изменениях и содержании турецкой политики на Ближнем Востоке в последние несколько лет. Он отметил, что причина сближения с Россией и Ираном – необходимость искоренить террористические организации, под которыми понимаются курдские милиции и запрещенное в России ИГ. Вовлечение Турции в Сирии и в Ираке преследует долгосрочные цели, при этом Анкара выступает за целостность этих государств.
Мордехай Кейдар предложил целостную концепцию описания процессов на Ближнем Востоке с точки зрения социологии, описал с приведением конкретных примеров социальную структуру обществ Ближнего Востока и коснулся аспектов самоидентификации. Суть состоит в первичности традиционного и племенного сознания, которое лежит в основе обществ и противоречит сущности навязанного колониальными державами национального государства модерна. Решение проблемы, по Кейдару, создание «естественно обусловленных» государств и государственных образований (эмиратов) по образцу ОАЭ, Катара и Кувейта.
Российские участники высоко оценили концепцию Кейдара, однако отметили, что ее возможное практическое применение не решит всех проблем, связанных с экстремизмом и терроризмом, и она вряд ли универсально применима. По крайней мере, российский позитивный опыт на Кавказе совершенно иной. Галина Хизриева в качестве основной проблемы обозначила теологию насилия, которая по своему происхождению не является исламской, а представляет собой продукт взаимопроникновения постмодерниских европейских философских концепций и радикальных элементов в исламе.
Дмитрий Евстафьев развил тезис о том, что на Ближнем Востоке идет борьба между остатками институтов модерна и глобальной архаизацией с вкраплением постиндустриальных анклавов (больших городов). По его словам, государствам-участникам процессов на Ближнем Востоке (имелись ввиду Турция, Израиль, государства Запада) в ходе реализации своих локальных задач и своего видения, желательно не уничтожить собственно сам Ближний Восток, и тогда «не на чем и не в чего будет играть». Угроза катастрофического развития событий видися эксперту вполне реальной.
Ариэль Бульштейн рассказал об основных национальных и религиозных меньшинствах Израиля, их роли в жизни современного израильского общества. Особо была отмечена община христиан-арамейцев, которая получила признание со стороны МВД (ранее ее представителей записывали арабами).
Хусейн Альптекин подробно рассказал о курдском вопросе в Турции. Ситуация представляется вовсе не такой, как она видится издалека. Курдская проблема проявляется в трех составляющих: культурной, политической и вопросах безопасности. С культурной точки зрения, курды лишены преподавания на родном языке (только в рамках дополнительного образования), с точки зрения культурных процессов – все «курдские» районы – районы смешенного населения (турецко-курдские, арабско-курдские), при этом в сельской местности идут процессы «интеграции арабов и турок в курдскую культурную среду» и отуречивания курдов в городах. Кроме того, курдское население разделено по существенно отличающимся диалектам.
С политической точки зрения курды также разделены. Половина курдов голосуют за правящую Партию справедливости и развития Эрдогана, половина – за курдские партии, выступающие за автономию или независимость курдских регионов.
С точки зрения безопасности, идет борьба между «курдскими террористическими группировками», так или иначе связанными с запрещенной в Турции Рабочей партией Курдистана, и ее ответвлениями в Сирии и Ираке и 80-тысячной курдской милицией, так называемыми «сельскими стражниками», финансируемыми турецким государством. Таким образом, основное количество жертв среди курдов связано с внутренним гражданским противостоянием проправительственных и левых группировок. Хусейн Альптекин не исключил предоставления турецким курдам автономии посредством решения турецкого парламента.
Икбаль Дюрре подробно рассказал о современном положении дел в курдских общинах Турции, Ирака и Сирии.