Бронтой Янгович Бедюров «Народы Северной Евразии ответственны за мир на континенте»

Бронтой Янгович Бедюров, поэт, востоковед, народный писатель Алтая, директор Института Алтайской цивилизации (Россия — Киргизия).

4 декабря в Москве в Московском государственном лингвистическом университете (МГЛУ) прошла Международная конференция «Россия-Евразия: ценность мира для государств и народов». , Москва, 04.12.2020, Московский государственный лингвистический университет (МГЛУ). При поддержке Фонда президентских грантов в рамках проекта «Россия-Евразия: культурная политика в деле укрепления межнационального мира и межрелигиозного согласия».

Уважаемые участники конференции «Россия-Евразия: ценность мира для государств и народов»!

Здравствуйте, друзья-товарищи!

Мы с Вами не раз встречались и встречаемся. И я согласен с Андреем Юрьевичем Бельяниновым, что необходимо изучать языки народов Средней Азии и Кавказа в России, помогать развивать культуры этих народов у нас. Это правильный путь.

Однако наша российская евразийская дорога должна быть двусторонней. Я в этом университете в этом зале уже не первый раз. В прошлом году здесь была конференция, посвященная юбилею великого Чингиза Айтматова. До того я по приглашению университета встречался, еще в те годы, со студентами армянского и киргизского отделений, которые изучают языки. Мне очень понравилось, что там армянский и киргизский языки изучают русские, московские, подмосковные девушки.

Это напомнило мне тот период, когда еще в царской России наши народы недостаточно или вообще практически не владели русским языком. В то время как русские, где бы они ни оказывались, владели языками местных народов. Безо всякого принуждения, потому что такова была необходимость культурного бытового экономического сотрудничества наших народов. Я встречал у нас на Алтае старых русских, которые лучше говорили по-алтайски, чем мы алтайцы сами. Причем через язык знали все обычаи. Никакого отчуждения не было.

Язык — это великое дело и любая страна — это страна, прежде всего, языка. Америка — страна английского языка, и кто бы туда не приехал, они должны, обязаны владеть английским языком. Естественно Россия, прежде всего, в рамках большой России, бывшего Советского Союза — это страна русского языка. Также как Британское Содружество наций тоже страна английского языка. А в советский период мы стали сильнее во много раз, потому что возникли автономии, республики и стали изучаться литературные языки всех больших и малых народов нашей страны. И наша российско-советская цивилизация стала сильнее в сотни раз. Это стали забывать, к сожалению. Было временное помрачение разума за последние 30 лет, но, слава Богу, несмотря на все испытания, которые происходили в этом текущем году внутри и вокруг России — есть другая доминанта. Я в прошлом году на эту тему говорил, что все народы не только Азиатской России, вообще на территории бывшего СССР пришли к необходимости, что снова нам надо жить в большом общем доме. Жить в большом доме всегда лучше, чем жить в отдельной квартире и т.д.

Когда возникает какая-либо опасность для цыплят, куда они бегут? Они бегут под крыло наседки. Если мы будем говорить о стране, куда бегут все? К Матери-Родине, к Матери-России. Поэтому то, что наши народы тянутся к Москве, к России в современном её обрамлении — Российской Федерации. Это абсолютно естественно для всех нас. И эту работу нам надо продолжать. Среди многих крылатых русских выражений есть выражение — «Первый парень на деревне». Вот у русского Ивана, это надо нам помнить всегда, есть своя «большая деревня», и в этой деревне он первый парень, где его ценят, где его любят. Эта «большая деревня» размером в одну шестую часть света. Эта страна — русского языка. И сопредельные страны, которые были с нами дружественны, и балканские страны, восточно-европейские, Монголия, Китай и другие, они тянутся к нам. Мы этого никогда не должны забывать. И учитывая опыт предыдущих государств Царской России, Советского Союза, современной постсоветской России, эту работу мы обязаны продолжать.

К сожалению, современная Российская Федерация, оказалась после 1991 года в своих политико-административных границах к северу от классических евразийских путей. Поэтому необходимо всемерно поддерживать связи с Монголией, с Казахстаном и с прилегающей Центральной Азией, с Украиной, вплоть до Карпат и Дуная. Это наша страна. Это наша территория. И в этой территории мы все свои, и здесь не должно быть отдельных любимчиков. И Российской Федерации, руководству нашему, и дипломатам, и военным, и политикам не следует стесняться говорить это. Потому что это наше. Мы не претендуем ни на пядь чужой земли, но и свою территорию, свои культуры, свои народы мы не должны отдавать никому на растерзание. Они — наши. В этом направлении нам надо работать.

Я припоминаю, как противоборствовали в 19 веке две сверхдержавы, две империи — Россия и Великобритания от Балкан, Босфора через Иран, Афганистан вплоть до Шанхая и Гонконга. И понимаете, российская дипломатия, Россия переигрывала великолепную английскую дипломатию. Почему? Не только потому, что у нас были великолепные специалисты, великолепные дипломаты, великолепные военные. Дело было в том, что народы Азии смотрели на Россию — на государство Белого царя. И один из сподвижников великого Пржевальского полковник Козлов, зимуя в горах Тибета в 1877 году, а это даже представить невозможно — зимовать, ночевать на высоте 4 тысячи метров — отмечал, что удивительно, как здесь по всему краю необъяснимая тяга, уважение, любовь к России, к русскому царю у монголов, у тибетцев, у всех местных народов. И глядя на сапоги моих русских солдат тибетцы говорили: «Это булгарские сапоги». Что такое «булгарские» — это золотоордынские, то есть они через сапоги узнавали, что к ним пришли их подросшие внуки, возмужавшие племянники. Они тяготились под властью маньчжурского Китая, им не нужна была Великобритания, которая через Тибет пыталась пройти в Центральную Азию, им нужны были русские. Вот это является тоже ответом на ту загадку нашей евразийской общности.

И на этом я хочу подчеркнуть, напомнить об ответственности народов Северной Евразии. Когда мы говорим о современной Евразии, мы подразумеваем то великолепное название, которое существовало в царской России, было понятие Азиатская России. Азиатская Россия — это не только степи Казахстана или Средняя Азия. Это была и Сибирь до Тихого океана. И вот про Азиатскую Россию забыл Наполеон, забыл и Гитлер, когда напал на Советский Союз. Есть Азиатская Россия — огромный резерв и тыл Советского Союза не только военный, но и людской. И вот эта Азиатская Россия в лице наших сибирских дивизий, в лице кавказских дивизий, в лице туркестанских дивизий, она пришла в Подмосковье и разгромила врага. Это вам не надо объяснять…

Вот сила нашей России и сила, о которой мы за последние 30 лет, я прямо скажу, стали забывать. Мы должны помнить, что все таджики, туркмены, они все граждане СССР. Их сделали иностранцами помимо их воли, их прокинули — сто пятьдесят миллионов человек, за одну ночь. И что мы получили от Чубайса? Мы ничего не получили. В Европу нас так и не взяли. Я уже сказал в самом начале: в «маленькую европейскую деревню» русскому Ивану не надо — когда у него есть своя «большая деревня». И вот эти ошибки сейчас мы должны учитывать.

Понимаете, в период Советского Союза тоже были совершены ошибки. Исчезла Закавказская Федерация, которая объединяла Грузию, Азербайджан, Армению. Закавказская Федерация была участницей образования СССР. Куда она делась? Если бы она существовала бы, наверное, многих противоречий не было бы. Куда девалась Горская Республика, которая объединяла народы Северного Кавказа? Куда делся русский Туркестан? Вот с дунганами неприятности были в Казахстане, погромы были. Я дунганам объяснил: «Вы входили не в состав Киргизии, Казахстана. Этих образований тогда не было. Вас приняло к себе царское русское правительство и русский Туркестан и поселило на свободных, освободившихся от ойротов землях. Вы там живете. И потом провели границу, и половина народа оказалась в Казахстане, а половина в Киргизии». Поэтому есть смысл им обращаться за заступничеством, за помощью именно к российскому правительству.

Вот такие вещи мы должны понимать. И когда мы говорим о взаимодействии сотрудничестве наших конфессий, религий, мы должны иметь центры по связям не только с исламским миром, мы должны иметь связи, я в прошлом году это говорил, мы должны иметь связи с буддийским, не менее важным миром, это четверть человечества, с иудейским миром. То есть у России есть все возможности. У нас мало используются ресурсы наших народов. Есть тюркские народы, которые тоже должны использовать. Их не надо путать, валить всех в одну кучу с Турцией, Средней Азией. Есть коренные российские тюркские народы, которые горой стоят за свою Россию. Мы относимся именно к этой России.

Я представляю Алтайскую цивилизацию, воспротивился понятию кочевой цивилизации — тюркской — потому что это сужает… Алтайская цивилизация понятие географическое, одновременно сибирское понятие, российское, оно никого не унижает. Раньше тоже было понятие кавказская цивилизация, но потом европейцам не понравилось понятие кавказская раса. Они придумали индоевропейскую, потому что, когда они узнали, что кавказцы — это северные мусульмане, они от этого отреклись… Это нам тоже надо помнить, культивировать общность сознания, расширять кругозор.

Что такое Алтай? Алтай — это территория, которая граничит с тремя государствами. На территории РФ нет другой такой территории. Это Монголия, Китай и Казахстан. Четыре культурно-цивилизационные системы: христианство — православие, буддизм, мусульманство и (на сегодня) — светский Китай, но это конфуцианское государство. И нам там нужно держать руку на пульсе. Бренд Алтая используется монголами, китайцами, казахами очень активно. Россия большая и трудно из Москвы углядеть, а там это очень важный фронтир. Мы можем и должны организовывать сотрудничество, согласие, понимание между людьми разной конфессиональной принадлежности в соседних странах и между нашими собственными согражданами.

Вот поэтому, заканчивая, хочу сказать, что в современной России есть все условия. Я сказал о тюрках, есть монголы, есть кавказцы, есть финно-угорские народы. Мы их ресурсы плохо используем. Мы не используем финно-угорские народы в связях с Финляндией, Венгрией, а этим пользуются наши родные эстонцы. Они прекрасно понимают, что это бывшие советские люди. Москва забыла о них, о родной мордве, Марий Эл и т.д. За рубежом их авторов издают на двух языках, платят гонорары, и этим охотно пользуются.

В свое время царская Россия монгольские народы, бурят, калмыков активно использовали для работы в буддийском мире. Туда, куда не мог пробраться Пржевальский, русские офицеры, они отправляли молодых монахов — бурят. Они достигали, выполняли те же задачи, была великолепная русская школа. Мусульман-татар и других кавказцев отправляли для работы с мусульманским миром. Вот 22 октября здесь в Москве прошла презентация книги о первом нашем после в Саудовской Аравии — молодом тогда государстве. Сразу Советский Союз отправил туда посла. Это был уроженец Башкирии — татарин Карим Хакимов. Написал о нём его коллега — действующий посол Саудовской Аравии. Вот так использовались ресурсы наших народов. И в этом отношении у России очень много ещё, как говорится, неиспользованных резервов, возможностей для этой работы. Мне думается, что России надо избавиться от тех заблуждений, которые были присущи её политике последние три века. Это, прежде всего, тяготение к Европе, когда Европа действительно была «всем миром». Сегодня — это маленькая Западная Европа. Весь мир — большой. Уже все континенты участвуют в этой работе, мы должны знать, о чем думают не только в Париже или Берлине и в других странах. Россия сама по себе огромный мир, поэтому нам не зачем преклонятся, надо избавляться от этого пресловутого европоцентризма. Во-вторых, избавляться от панславизма. Мы видим, что такое панславизм, и это тоже большая ошибка, не работает. Даже болгарские «братушки» дважды нас предавали в двух мировых войнах. А сколько было положено жизней русских солдат для их освобождения. Где Югославия? А сколько потратили сил и энергии… И еще — ошибка, заблуждение Третьего Рима. Зачем нам Третий Рим, когда есть великая Россия с великой историей, причем по широте, а не по речным цивилизациям. Как в свое время говорил Мечников, речные цивилизации — это слабые цивилизации, слабые государства. Киевская Русь не была единым государством. В Советском Союзе специально значение Киевской Руси подняли, чтобы обосновать нашу историю. А история наша идет вглубь времен. Нельзя сокращать историю России до Киева, она и тысячу лет назад была русской историей. Оскорблять русских, что у них не было своей государственности — это выдумка про этих варягов. Никогда этих варягов не было, но я на эту тему не хочу говорить…

Вот когда мы освободимся от этих наваждений, тогда сможем выстоять… Россия может с чистого листа начать общение со всем окружающим миром и, прежде всего, с миром Северной Евразии, со всеми нашими народами. Это наши люди, наши резервы, наши народы и страны.

Благодарю вас за внимание!